«Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.» Жак-Жан Руссо
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее...» Анатоль Франс
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее...» Анатоль Франс
Если проследить путь всех выдающихся личностей, к примеру таких как Леонардо Да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн и многих других, то мы придем к выводу, что это не просто талантливые творческие личности, но ещё и любознательные и инициативные люди, которых с детства интересует окружающий мир, которые стремятся понять и найти ответы на вопросы, волнующие их сознание. Что это? Природные качества личности или результат правильного воспитания?
Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным, как мама и папа. Нельзя игнорировать вопросы малыша, ведь он стремится получить знание. Давно известен факт, что способность к обучению закладывается с детства. И тут важна чуткость родителей, которые не только ответят на вопрос «почемучки», но и приучат ребёнка смотреть познавательные программы, а со временем привьют любовь к чтению. Для того чтобы понять насколько это важно, давайте по отдельности рассмотрим качества любознательного и нелюбознательного человека.
Любознательный и инициативный человек никогда не сидит на месте, ему всегда мало знаний, он идёт по жизни с девизом Сократа, «я знаю, что я ничего не знаю», такой человек всегда открыт для развития и получения нового опыта, и его разум постоянно работает – думает, анализирует, делает выводы, задается новыми вопросами. Такой человек обладает смелостью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Такой человек всегда душа компании, он всех вдохновляет и побуждает к действию. Почти во всех сферах, в бизнесе, в творчестве, в политике, в науке, инициативный и любознательный человек всегда востребован. Он наполнен множеством идей и небывалой энергией. Он решителен и уверен в себе. Он не отступит, если даже потерпел неудачу, а будет искать другие возможности для достижения своей цели, потому что знает, что на любой вопрос можно найти ответ, а у любой проблемы есть решение.
Другое дело человек нелюбознательный и пассивный. Он, как погасшая лампочка, жалок и бесполезен. Это человек, который собственноручно отдаёт бразды правления своей жизнью другим, а потом жалуется, что у него не было возможности сделать выбор, что его поставили перед фактом. Такой человек уже только за то, что существует, хочет иметь блага всего мира, ничего не предпринимая, чтобы улучшить свою жизнь. Он не задается вопросами, не учится, не думает, не ищет выход из неприятных ситуаций и останавливается перед любым препятствием, считая его непреодолимым. Но такими люди не рождаются. Причина кроется в том, как в детстве родители реагировали на инициативу и любознательность ребенка. Безынициативные взрослые люди вырастают из детей, которым запрещали задавать вопросы и делать что-либо без разрешения. «Ты ничего не умеешь!» «Не трогай, я всё сделаю сама!» «Не задавай глупых вопросов!» Такие и им подобные высказывания строят стену между малышом и окружающим миром и приводят к тому, что, повзрослев, он чаще всего живёт в «амебном» состояние и не выходит за пределы своего маленького я. А всё потому, что взрослые внушили ему своим неправильным отношением интеллектуальную и физическую беспомощность перед всем на свете, лишили доступа к источнику знаний, задули заложенную самой природой искорку любознательности.
Поэтому несмотря на усталость и занятость, несмотря на желание уберечь ребенка от всего на свете, найдите в себе силы поступить правильно и терпеливо ответить на все зачем и почему и не сердиться на последствия неуклюжих попыток ребенка, пытающегося справиться с новой для него задачей. Позволив ему это, поддержав его, вы окажете своему ребенку неоценимую услугу, широко распахнув для него дверь в окружающий мир. Такой ребенок вырастет умным деятельным человеком и будет радовать вас своими успехами, фундамент для которых заложили вы, когда поставили его интересы выше своего сиюминутного удобства.
Помните, что именно инициативность и любознательность людей подарили нам все духовные, культурные и цивилизационные богатства, которыми мы владеем, а правильное воспитание – это ответственность не только в пределах маленькой семьи, а ответственность перед всем обществом и перед миром в целом.
Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным, как мама и папа. Нельзя игнорировать вопросы малыша, ведь он стремится получить знание. Давно известен факт, что способность к обучению закладывается с детства. И тут важна чуткость родителей, которые не только ответят на вопрос «почемучки», но и приучат ребёнка смотреть познавательные программы, а со временем привьют любовь к чтению. Для того чтобы понять насколько это важно, давайте по отдельности рассмотрим качества любознательного и нелюбознательного человека.
Любознательный и инициативный человек никогда не сидит на месте, ему всегда мало знаний, он идёт по жизни с девизом Сократа, «я знаю, что я ничего не знаю», такой человек всегда открыт для развития и получения нового опыта, и его разум постоянно работает – думает, анализирует, делает выводы, задается новыми вопросами. Такой человек обладает смелостью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Такой человек всегда душа компании, он всех вдохновляет и побуждает к действию. Почти во всех сферах, в бизнесе, в творчестве, в политике, в науке, инициативный и любознательный человек всегда востребован. Он наполнен множеством идей и небывалой энергией. Он решителен и уверен в себе. Он не отступит, если даже потерпел неудачу, а будет искать другие возможности для достижения своей цели, потому что знает, что на любой вопрос можно найти ответ, а у любой проблемы есть решение.
Другое дело человек нелюбознательный и пассивный. Он, как погасшая лампочка, жалок и бесполезен. Это человек, который собственноручно отдаёт бразды правления своей жизнью другим, а потом жалуется, что у него не было возможности сделать выбор, что его поставили перед фактом. Такой человек уже только за то, что существует, хочет иметь блага всего мира, ничего не предпринимая, чтобы улучшить свою жизнь. Он не задается вопросами, не учится, не думает, не ищет выход из неприятных ситуаций и останавливается перед любым препятствием, считая его непреодолимым. Но такими люди не рождаются. Причина кроется в том, как в детстве родители реагировали на инициативу и любознательность ребенка. Безынициативные взрослые люди вырастают из детей, которым запрещали задавать вопросы и делать что-либо без разрешения. «Ты ничего не умеешь!» «Не трогай, я всё сделаю сама!» «Не задавай глупых вопросов!» Такие и им подобные высказывания строят стену между малышом и окружающим миром и приводят к тому, что, повзрослев, он чаще всего живёт в «амебном» состояние и не выходит за пределы своего маленького я. А всё потому, что взрослые внушили ему своим неправильным отношением интеллектуальную и физическую беспомощность перед всем на свете, лишили доступа к источнику знаний, задули заложенную самой природой искорку любознательности.
Поэтому несмотря на усталость и занятость, несмотря на желание уберечь ребенка от всего на свете, найдите в себе силы поступить правильно и терпеливо ответить на все зачем и почему и не сердиться на последствия неуклюжих попыток ребенка, пытающегося справиться с новой для него задачей. Позволив ему это, поддержав его, вы окажете своему ребенку неоценимую услугу, широко распахнув для него дверь в окружающий мир. Такой ребенок вырастет умным деятельным человеком и будет радовать вас своими успехами, фундамент для которых заложили вы, когда поставили его интересы выше своего сиюминутного удобства.
Помните, что именно инициативность и любознательность людей подарили нам все духовные, культурные и цивилизационные богатства, которыми мы владеем, а правильное воспитание – это ответственность не только в пределах маленькой семьи, а ответственность перед всем обществом и перед миром в целом.
Источник: Основы правильного семейного воспитания